Лимарев В.Н.
Страницы из истории Бирмы (Мьянмы) 11-14 века.
Началом колонизации Юго-Восточной Азии индийцами,
послужило стремление императора Магадхи буддиста Ашоки (годы
правления 268 г до н.э. – 236 г до н.э.)
распространить буддизм в мире. Ашоки после первого
буддийского собора (третьего по буддийским источникам) направил миссионеров на
Цейлон, в Бирму (королевство Сухарнабхуми) и в дельту Меконга.
Да, действительно, активность освоения
индийцами Юго-Восточной Азии возросла после принятие императором Ашоком буддизма в качестве государственной религии.
Но
все-таки основной причиной колонизации индийцами стран расположенных к востоку
от Индии был не буддизм, а рост
населения в Индии и развитие торговли.
Две
развивающиеся цивилизации китайская и индийская
распространяли свое влияние во вне. Китайцы при своем продвижении на юг и юго–восток
включили в сферу своего влияния северную часть современного Вьетнама. Индийцы распространили свое влияние не только
на территорию Бирмы, Малайзии, современного Таиланда, Лаоса и Камбоджи, но и включили
в ореол своего влияния Южный Вьетнам.
На
этих территория индийцами так же были основаны колонии, которые стали ядром
государственных образований.
В
Бирме (Мьянме) индийцы создали государство Паган (Баган),
покорив местные племена монов, которые
издревле занимались земледелием.
1044-1077 н.э.
При короле Анируда княжество Баган (Паган) становится империей.
В 1044 году в княжестве Баган (среднее течение реки Иравади в Мьянме) пришел к власти активный правитель Анируда.
Он укрепляет княжество и значительно расширяет его. Он
завоевывает значительные территории в Бирме и покоряет зависимых от Камбоджи монов и шанов (север
Таиланда и Лаоса). Верховья рек Меконг и
Менам отторгаются от империи Камбоджараджа. Княжество Пегу уступает Багану
часть своей территории и признает лидерство Багана в регионе. С образованием
империи Баган, буддисты - моны, исповедовавшие буддизм тхеравады
(разновидность буддизма хераяна) и имеющие широкие связи с буддистским
Цейлоном, предложили правителю Анируда сделать
буддизм тхеравады государственной религией. Правитель Анируда приказывает
собрать религиозные буддистские тексты, священные реликвии, приглашает в
столицу буддистов-монов и организует строительство буддийских
храмов. Для снабжении империи продовольствием, король в районе озера Инле и других подвластных
землях создает оросительные системы, которые позволят увеличить производство
риса и других продуктов питания.
1160- 1180 г н.э.
Борьба между монами и бирманцами.
После смерти короля в Анируда в 1077 году в Багане продолжала править династия Паган (Баган). В Багане развернулась борьба между монами и бирманцами. Монские монахи, которых пригласил король Анируда для становления буддизма в государстве, оставались в центральных и северных районах Бирмы иноплеменниками. Против их религиозного диктата начались выступление бирманцев, что ослабило их влияние на севере Багана. В империи Баган монским оставался юг государства, а бирманским центр и север империи Баган. Моны, в попытке удержать власть в центральной и северной части Бирмы, содействовали вторжению в Бирму в 1165 г войск их Шри-Ланки. Бирманские войска были разбиты.
Но бирманскому царю Нарату удалось, отойдя на север, реорганизовать армию, а затем, начав переговоры ланкийцами, заключить мирное соглашение.
Религиозное руководство монов бежало на остров Цейлон (Шри-Ланка). После этого начались прямые религиозные контакты между буддистами бирманцами и ланкийцами, что способствовало возврату в Баган монской религиозной элиты в 1173 году, но влияние на религиозную жизнь Багана монского монашества было ослаблено. Моны потеряли привилегию: быть религиозными лидерами.
1177- 1211 г н.э.
Модернизация буддизма в Багане.
Тесные контакты Багана с
Ланкой привели к ревизии буддизма
тхеравады (разновидность буддизма хераяна). Бирманский монах Ананда и кхмерский
принц Тамалинда создали буддийский монастырь «Нового ордена» и сформировали
основные положения тхеравады, изменив некоторые положения монского буддизма
«Старого ордена». Моны стали терять влияние на жизнь в Багане. Правящий король
Нарапатиситу активно поддерживал «Новый орден», провозгласил эту концепцию
буддизма государственной религией.
1215-1223 г. н.э.
Вторжение тайских племена аолай (айпао) в Камбоджийскую империю.
В 1215 году орды Чигзиз-хана вторгается в Империю Цзинь. Китайская армия разгромлена, монголы занимают столицу империи Цзинь - Пекин. Ужас охватывает все население Поднебесной.
В это время на территории Южного Китая (современная провинция Юньнань) жили тайские племена аолай (айпао) в своем государстве Наньчжао с 7 века н.э. В конце 8 века государство попало в вассальную зависимость от Китая. Племена аолай не смирились с приходом завоевателей монголов, но были вынуждены отступить перед превосходящими силами монголов возглавляемых Хубилай-ханом. Они через горы переплавились на территорию ныне являющуюся севером Лаоса, Бирмы (Мьянмой) и Таиланда. Кхмеры, вступившие в борьбу с пришлыми племенами, но вынуждены были уступить им часть горных территорий на севере (район современного города Луанпрабанг в Лаосе). К борьбе с тайскими племенами привлекались войска из Тямпы, что ослабило влияние кхмеров в этом регионе.
Часть тайским племена (племена шаны) продвинулись на территорию государства
Баган, и бирманцам пришлось им уступить
горные районы на востоке Бирмы, в среднем течении реки Салуин (Ног-Чу), где они в 1223 году создают тайское княжество. Влияние княжества распространяется на север
Таиланда.
1362-1364 г. н.э.
Шаны создают хаос на территории Бирмы.
На княжества в Бирме нападают племена шанов (одно из тайских племена аолай), которые обосновались в Бирме в 13 веке и в современное время живую в горных районах на востоке современной Бирмы и севере Таиланда. Их нападение, вероятно обусловлено гонением на шанов, не пожелавшими принять буддизм в Лангсане. Шаны не принявшие буддизм бежали в Бирму из Лаоса к единоплеменникам, принявшие же буддизм шаны в 13- 14 веках стали лаосцами.
Шаны разгромили войска наиболее значимых в Бирме княжеств
Пинья и Сайгай. Шаны не щадили ни
буддийские храмы, ни монахов. В Бирме начался хаос: поля были заброшены, города
опустели. Спасшиеся от нашествия шанов, бирманцы
переправились на правый берег реки Иравади, где организовали оборону от
захватчиков. Они построили город Инца и образовали княжество.
главная