Лимарев В.Н.
Образование таджикской нации, язык
фарси.
Конец 9 века.
Новоперсидский язык (фарси).
С созданием полузависимых иранских государств Тахиридов
затем Саффаридов
и Саманидов
арабский язык перестал постепенно быть государственным в этих
эмиратах. В этих регионах население
говорило на персидском языке, засоренном арабскими словами. На персидском языке поэты слагали стихи,
которые записывались арабским алфавитом.
Известно, что Тахириды, при своем дворе в Нишапуре, поощряли употребление арабского языка; последний
представитель этой династии славился прекрасным арабским слогом, но при их дворе продолжали говорить на
персидском языке. Династия Саффаридов в Сеистане, возвысившаяся из низов, покровительствовала
развитию литературы на новоперсидском языке; основатель этой династии Саффарне не знал арабского и,
согласно преданию, он требовал, чтобы стихи слагались не на арабском, а на том
языке, который он понимал. В любом случае, первые записи персидского языка
арабским алфавитом должны быть отнесены к середине IX века, но расцвет
новоперсидской литературы происходит только при Саманидах.
Начало 10 века
Язык фарси и начало
образование таджикской нации.
Таджик означает «не тюрок». Сформировалась таджикская нация в конце 9 начале 10 века, тогда, когда язык фарси получил право на жизнь при могущественных
правителях Саманидах и стал разговорным языком для
народов, населяющих Среднюю Азию вытеснив местный согдийский язык и для Ирана.
Огромным толчком для распространения языка фарси послужило творчество поэта
Рудаки, выходца из селения Панджруд (Таджикистан).
Язык фарси вытеснил арабский язык, искусственно внедряемый завоевателями
арабами как язык Корана, и в 10-12 веках стал выполнять функции языка
международного общения и языка культуры и науки на большом пространстве востока
исламского мира.
В это время отдельные религиозные тексты уже получили свое распространение
на языке фарси, но в мечетях читался Коран на арабском языке, большинство
населения не понимала смысла текстов, и когда в мечетях молились, специальный
человек делал знак, когда верующим нужно совершать поклоны.
В период господства Саманидов возродился интерес
к иранской старине, в частности составлялись на фарси сборники легенд и
преданий о мифических и исторических богатырях и царях, живших до арабского
нашествия. Эти мифологические своды обычно называют «Шах-наме» («Книга о царях»).
главная