Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Страницы из истории Бирмы (Мьянмы) 11-14 века.

Будда дарующий людям знания. Бирманская живопись. (Мьянма (Бирма) г. Янгон. Фото Лимарева В.Н.)

 

 Началом колонизации Юго-Восточной Азии индийцами, послужило стремление императора Магадхи буддиста  Ашоки (годы правления 268 г до н.э. – 236 г до н.э.) распространить буддизм в мире. Ашоки после первого буддийского собора (третьего по буддийским источникам) направил миссионеров на Цейлон, в  Бирму (королевство Сухарнабхуми) и в дельту Меконга.

Да,  действительно, активность  освоения  индийцами Юго-Восточной Азии возросла после принятие императором Ашоком буддизма в качестве государственной религии.

Но все-таки основной причиной колонизации индийцами стран расположенных к востоку от Индии был не буддизм, а  рост населения в Индии и развитие торговли.

Две развивающиеся цивилизации китайская и индийская распространяли свое влияние во вне. Китайцы при своем продвижении на юг и юго–восток включили в сферу своего влияния северную часть современного Вьетнама.  Индийцы распространили свое влияние не только на территорию Бирмы, Малайзии, современного Таиланда, Лаоса и Камбоджи, но и включили в ореол своего влияния Южный Вьетнам.

На этих территория индийцами так же были основаны колонии, которые стали ядром государственных образований.

В Бирме (Мьянме) индийцы создали  государство Паган (Баган), покорив местные племена  монов, которые  издревле занимались земледелием.

 

Встреча проповедника. Бирманская живопись. (Мьянма (Бирма) г. Янгон. Фото Лимарева В.Н.)

1044-1077 н.э.

При короле Анируда  княжество Баган (Паган) становится империей.

  • Торжесвенное изготовление и установка статуи Будды в средневековой Бирме.

  • В 1044 году в княжестве Баган (среднее течение реки Иравади в Мьянме) пришел к власти активный правитель Анируда.

     Музей древних буддийских реликвий. (Мьянма (Бирма) г. Баган. (фото Лимарева Сергея)

    Он укрепляет княжество и значительно расширяет его. Он завоевывает значительные территории в Бирме и покоряет зависимых от Камбоджи  монов и шанов (север Таиланда  и Лаоса). Верховья рек Меконг и Менам отторгаются от империи Камбоджараджа. Княжество Пегу уступает Багану часть своей территории и признает лидерство Багана в регионе. С образованием империи Баган, буддисты - моны, исповедовавшие буддизм тхеравады (разновидность буддизма хераяна) и имеющие широкие связи с буддистским Цейлоном, предложили правителю Анируда сделать буддизм тхеравады государственной религией. Правитель Анируда приказывает собрать религиозные буддистские тексты, священные реликвии, приглашает в столицу буддистов-монов и организует строительство буддийских храмов. Для снабжении империи продовольствием, король  в районе озера Инле и других подвластных землях создает оросительные системы, которые позволят увеличить производство риса и других продуктов питания.

    1160- 1180 г н.э.

    Борьба между монами и бирманцами.

     

    Монахи у храма в Багане. Мьянма.(Фото Лимарева Сергея.)

    После смерти короля в Анируда в 1077 году в Багане продолжала править династия  Паган (Баган).  В Багане развернулась борьба между монами и  бирманцами. Монские монахи, которых пригласил король Анируда для становления буддизма в государстве, оставались в центральных и северных районах Бирмы иноплеменниками. Против их религиозного диктата начались выступление бирманцев, что   ослабило их влияние на севере Багана. В империи Баган  монским оставался юг государства, а бирманским центр и север империи Баган. Моны, в попытке удержать власть в центральной и северной части Бирмы, содействовали вторжению в Бирму в 1165 г войск их Шри-Ланки. Бирманские войска были разбиты.

    Но бирманскому царю Нарату удалось, отойдя на север, реорганизовать армию, а затем, начав переговоры  ланкийцами, заключить мирное соглашение.

     Религиозное руководство монов бежало на остров  Цейлон (Шри-Ланка). После этого начались  прямые религиозные контакты между буддистами  бирманцами и ланкийцами, что способствовало возврату в Баган монской религиозной элиты в 1173 году, но влияние на религиозную жизнь Багана монского монашества было ослаблено. Моны потеряли привилегию: быть религиозными лидерами.

    Будда в современном буддийском храме в  Мьянме.  (Район озера Инле. фото Лимарева В.Н.)

    1177- 1211 г н.э.

    Модернизация буддизма в Багане.

    Тесные контакты Багана с   Ланкой привели к ревизии буддизма тхеравады (разновидность буддизма хераяна). Бирманский монах Ананда и кхмерский принц Тамалинда создали буддийский монастырь «Нового ордена» и сформировали основные положения тхеравады, изменив некоторые положения монского буддизма «Старого ордена». Моны стали терять влияние на жизнь в Багане. Правящий король Нарапатиситу активно поддерживал «Новый орден», провозгласил эту концепцию буддизма государственной религией.

    Небесный бой. Бирманская живопись. (Фото Лимарева В.Н.)

    1215-1223 г. н.э.

    Вторжение тайских племена аолай (айпао)  в Камбоджийскую империю.

    В 1215 году орды Чигзиз-хана вторгается в Империю Цзинь. Китайская армия разгромлена, монголы занимают столицу империи Цзинь  - Пекин. Ужас охватывает все население Поднебесной.

    В это время на территории Южного Китая (современная провинция Юньнань) жили тайские племена аолай (айпао) в своем государстве Наньчжао с 7 века н.э. В  конце 8 века государство попало в вассальную зависимость от Китая. Племена аолай не смирились с приходом завоевателей монголов, но были вынуждены отступить перед превосходящими силами монголов  возглавляемых Хубилай-ханом.  Они через горы переплавились   на территорию ныне являющуюся севером Лаоса, Бирмы (Мьянмой) и Таиланда. Кхмеры, вступившие в борьбу с пришлыми племенами, но вынуждены были уступить им часть горных территорий на севере (район современного города Луанпрабанг в Лаосе). К борьбе с тайскими племенами привлекались войска из Тямпы, что ослабило влияние кхмеров в этом регионе.

    Вид на город Луангпхабанг. Лаос. (фото Лимарева В.Н.)

    Часть тайским племена (племена шаны) продвинулись на территорию государства Баган, и  бирманцам пришлось им уступить горные районы на востоке Бирмы, в среднем течении  реки Салуин (Ног-Чу), где  они в 1223 году создают тайское княжество.  Влияние княжества распространяется на север Таиланда.

    1362-1364 г. н.э.

    Шаны создают хаос на территории Бирмы.

    На княжества в Бирме нападают племена шанов (одно из тайских племена аолай), которые обосновались в Бирме в 13 веке  и в современное время живую  в горных районах на востоке современной Бирмы и севере Таиланда. Их нападение, вероятно обусловлено гонением на шанов, не пожелавшими принять буддизм в Лангсане. Шаны не принявшие буддизм бежали в Бирму из Лаоса к единоплеменникам, принявшие же буддизм шаны в 13- 14 веках стали лаосцами.

    Мать Земли (Маторани) защищает Будду от демонов. Струи воды стекавшие с её волос смыли демонов.  Бирма (Мьянма).Живопись в одном из храмов Мандалая. (фото Лимарева В.Н.)

    Шаны разгромили войска наиболее значимых в Бирме княжеств Пинья и Сайгай. Шаны  не щадили ни буддийские храмы, ни монахов. В Бирме начался хаос: поля были заброшены, города опустели. Спасшиеся от нашествия шанов,  бирманцы переправились на правый берег реки Иравади, где организовали оборону от захватчиков. Они построили город Инца и образовали княжество.

     Королевская чета совершает визит к авторитететным монахам. Бирма. (Мьянма). Живопись в главном буддийском храме г. Мандалая. (фото Лимарева В.Н.)



  • главная

  •