Авторский сайт Лимарева В.Н. Лимарев В.Н.

 

 

Бирманский путь к социализму.

 

Отдых после работы. Мьянма. (фото Лимарева Олега.)

Государственный переворот произошел в ночь на 2 марта 1962 года. В эту ночь военные части заняли все ключевые посты в стране, арестовали президента, премьер-министра У Ну, членов правительства и лидеров правящей Союзной партии. Утром было объявлено, что власть в стране находится в руках Революционного совета во главе с генералом Не Вином, который в то же время являлся главнокомандующим вооруженными силами и главой правительства, состоящего исключительно из военных. Распущен парламент, действие конституции приостановлено.

Программным документом нового режима стала принятая 30 апреля 1962 года политическая декларация под названием «Бирманский путь к социализму».

Программа, провозглашая задачу построения социализма, отличного от социализма в СССР , т.е. социализма с бирманской спецификой.  Программу построения социализма объявили «практикой среднего пути», т.е.  не зависимой как от правого, так и левого уклонов.

Закусочная на рынке. Мьянма. (фото Лимарева В.Н.)

Объявлено о том, что экономической основой социализма должны стать государственная и кооперативная собственности. Частное предпринимательство разрешалось при условии, что оно не должно создавать угрозы социально-политическому строю общества. В этом направлении осуществлялись все экономические и социальные преобразования военного режима.

Революционному совету была необходима мощная политическая опора в народе, без которой осуществить замыслы бирманского социалистического пути» было сложно. Летом 1962 года было объявлено об образовании Партии Бирманской социалистической программы (ПБСП), по-бирмански «Ланзин». Партия создавалась сверху, под руководством Революционного совета. Устав, принятый первым съездом, характеризовал организацию как массовую партию, которая становилась руководящей политической силой. Первоначально партийные кадры готовились из числа армейских офицеров, но позднее стали привлекаться гражданские лица. Подающие заявления получали статус «друзей партии», т. е. сочувствующих. В Уставе утверждался принцип централизма, председателем партии неизменно избирался генерал Не Вин.

В 1964 году вышел Закон о защите национальной солидарности. По закону все политические партии и организации, кроме Партии бирманской социалистической программы, распускались, а всем членам распускаемых партийных групп рекомендовано было объединить свои усилия с ПБСП. Идеологическая основа партии опубликована в 1963 г. в философском документе ПБСП — «Система взаимоотношений человека и окружающей его среды».

 Сильное влияние на документ оказала буддийская философия. «Средний» и буддийский путь составили специфические черты построения небывалого в Бирме общества. Бирманский социализм заметно был окрашен в буддийские тона. Религиозные буддийские элементы по традиции всегда играли значительную роль в политической жизни страны. В то же время Революционный совет, официально поддерживая буддизм как религию, старался не допускать ее участия в официальной политике.
Реализуя программу построения социализма, Бирма постепенно освобождалась от «пут рыночной» экономики, ограничивая позиции английского капитала и азиатской национальной буржуазии (прежде всего индийской и китайской), включая многочисленные предпринимательские элементы. Допуск в страну иностранного капитала на частной основе прекращен.  Государственной монополией объявлены важнейшие виды потребительских товаров и сырья. Национализированы предприятия обрабатывающей промышленности, рудники, транспортные агентства, газеты, школы, кинотеатры. Национализации подверглись внешняя  торговля.

Трапеза в монастыре. Мьянма. (фото Лимарева Олега)

Курс на ограничение частного накопления начался с экспроприации большой денежной наличности у имущего слоя населения путем изъятия из обращения крупных купюр.
Большие перемены проходили в деревне. В 1962 году создан Комитет по осуществлению аграрной реформы, который готовил рекомендации проведения преобразований в деревне. На основе рекомендаций уже в 1963 году были приняты законы, которые запрещали отбирать у крестьян за долги землю, скот и инвентарь. Принят закон о запрете аренды земли. С помощью советских специалистов проведено обследование почв для выявления годных для обработки, но не используемых земель. Произведено наделение землей части безземельных крестьян. Революционный совет, поощряя создание кооперативов, в 1970 г. принял закон о кооперативных обществах. В соответствии с кооперативным планом началась ликвидация крупной собственности, и на ее основе создавались кооперативы. Революционный совет проводил огромную работу по оказанию помощи и созданию условий деятельности кооперации нового типа, для кооперативов техника закупалась в СССР и Чехословакии.

 «Социалистический курс» подталкивал Бирму к установлению связей с СССР. Генерал Не Вин был дважды в Москве. Первый раз он посетил Советский Союз в 1961 г., а в 1965 г. имел встречи с Л. И. Брежневым в качестве главы государства. Однако Бирме не удалось добиться необходимого экономического роста и выполнить задания пятилетних планов.
Уже во второй половине 60-х годов стали возникать серьезные экономические трудности, которые в 70-е годы еще более усилились. Национальный продукт за десять лет с 1964-1974 годы вырос на 22%, и примерно настолько же выросло население Бирмы.

Подрыв позиций мелкого производителя в городе и деревне привел к упадку товарного производства и расцвету черного рынка и теневой экономики. Результатом трудностей и многочисленных нехваток стало возрастание стоимости жизни, увеличение безработицы, введение распределения по карточной системе.
Принятие новой конституции в таких условиях было для Бирмы важнейшим событием. Для военных было важно законодательно закрепить политические позиции и основные направления развития страны. В то же время военные, понимая свою непопулярность в стране, принимают тактические изменения в политике и делают маневр, выразившийся в некотором изменении политической структуры.

Перед принятием конституции с военной службы уволилось около двадцати ведущих политических деятелей, включая самого Не Вина, который формально стал гражданским лицом. Однако сущность власти военных не изменилась.
Новая конституция Бирмы, одобренная общенациональным референдумом, была принята 3- января 1974 года. Конституция утверждала централизованные унитарные формы государственного устройства. Было принято новое название страны. Конституция объявила о создании Социалистической республики Бирманский Союз. Революционный совет прекратил свое существование. Высшим органом власти стало однопартийное Народное Собрание, которое избирало из числа своих депутатов Государственный Совет, председатель которого являлся президентом страны. Народное собрание из числа своих депутатов избирало Совет министров, Прокуратуру, Коллегию народных судей. Президентом Социалистической республики Бирманский Союз был избран Не Вин. С принятием конституции формально закончилась власть Революционного Совета, формально генерал  Не Вин становился гражданским политиком, отныне к его имени добавлялась приставка У (господин). Несмотря на эти политические виражи, значительная роль армии и власть военных сохранялись, как и цели, и перспективы развития государства.
Целью государства объявлялся социализм. Конституция утвердила в стране однопартийную систему. Единственной руководящей политической силой объявлялась ПБСП. Согласно основному закону Бирмы, основу государства составляли государственная и кооперативная собственности. Частная собственность разрешалась, если она не наносила вреда социалистической экономике. Согласно закону, средства производства национализировались и переходили в собственность государства.
Конституция объявила равноправие граждан независимо от национальности. В конституции 1974 года проводился принцип общегосударственного единства всех народов и территорий. Однако, в отличие от прежней, новая конституция не говорила о национальной автономии и праве на самоопределение. Вводилось новое административно-национальное деление, подчеркивающее централизованно-унитарный характер государства. Согласно ст. 31 конституции, Социалистическая республика Бирманский Союз стала состоять из семи административных областей («тайнов») и семи национальных областей («пьинэ»). Конституция полностью приравняла в правах национальные единицы Бирмы к административным областям. Поэтому Бирманский Союз составлял 14 национальных и административных областей. Графически это было изображено на государственном гербе в виде 14-ти звезд. Но новая государственная структура сразу же привела к острым национальным проблемам.
Реакция националистических, автономистских, сепаратистских групп на основные статьи конституции по национальному вопросу была явно отрицательной. Они не прекратили политической и вооруженной борьбы против военного режима. Националистические группировки и коммунистические партии Бирмы находились в подполье и продолжали вести вооруженную борьбу против существующего режима.  С  1963 года компартии  маоисткого толка,  не договорившись с режимом  У Не Вина,  начала военные действия  в джунглях против режима власти военных.
В подполье, подстрекаемые извне, как  капиталистическими странами, так и Китаем,  активизировались многочисленные националистические и  сепаратистские организации, опорой которых стали национальные меньшинства.

После принятия конституции повстанческие отряды каренов, шанов, монов, араканцев и др. активизировали военные действия и создали в подполье новую организацию Федеральный национально-демократический фронт. Главные требования фронта состояли в ликвидации режима У Не Вина, создании в стране свободной федерации, в которой каждая из национальных меньшинств имела бы право выхода из нее.

События в стране после принятия конституции подтолкнули эмигрантский центр и повстанческие организации к совместному сотрудничеству против правления в Бирме военных. Связь сепаратистских повстанцев с заграничными организациями способствовала живучести вооруженного сопротивления, дошедшего до наших дней.
Середина 70-х годов была ознаменована ростом сопротивления военным властным структурам. Апелляция военных властей к буддийским ценностям и традициям не ослабляла роста недовольства. Сопротивление режиму имело тенденцию к усилению среди бирманцев акций протеста против существующей власти. В 1974 году в Рангуне столкновения с полицией привели к гибели людей. Антиправительственные выступления студентов в этом же году сопровождались поджогами и массовыми беспорядками. В конце 70-х в Бирме была раскрыта организация молодых армейских офицеров, готовивших военный переворот. В 80-е годы волнения в государстве не прекратились. Правительство искало пути установления мира в стране. В 1980 году оно объявило амнистию политическим противникам режима. Многие политические деятели воспользовались этим. Но это не принесло мира. Официальные переговоры с Компартией и сепаратистами завершились безрезультатно. Война продолжалась.
Усиление беспорядков проходило на фоне ухудшения экономического состояния государства. Политические проекты и их реализация военными не способствовали росту экономического развития, скорее, наоборот, в стране возникали все большие экономические трудности и проблемы. Результатом аграрных преобразований явилось сокращение производства риса, основной сельскохозяйственной культуры страны. Бирма из экспортера риса превратилась в его импортера. До установления тоталитарного режима страна экспортировала 2 млн.  тонн риса, а к концу 80-х годов стал вопрос об импорте продовольствия. Появление «теневой экономики» и возрастание цен вызывали серьезные трудности у городских и сельских тружеников. По классификации ООН, Бирма состоит в списках наименее развитых стран. Доходы на душу населения в конце 80-х годов составляли 988 чяса (57 долларов) в год.  В Бирме появились признаки общественного недовольства и напряжения. Все это вылилось в массовые забастовки, выступления и волнения масс населения в крупных городах, прежде всего в Рангуне. Все говорило о приближающемся кризисе военной власти.
У Не Вин и его окружением были предприняты экономические и политические меры. Съезд ПБСП в 1987 году принял решения, которые ликвидировали монополию государственного и кооперативного секторов, отрыто предоставили возможности действия частному сектору в экономике и открыли границы иностранному капиталу. Но это были уже запоздалые меры. Нововведения не успели и не могли дать соответствующих результатов, недовольство усиливалось. В августе 1988 года У Не Вин сделал новый политический маневр — он подал в отставку, уступив место председателю партии, своему близкому соратнику Маунг Маунгу, который не был военным. Впервые за 28 лет главой государства стал гражданский человек.  Изменение во власти сопровождались ужесточением режима, управление страной претерпело значительные изменения. Новое военное правительство упразднило все ранее существовавшие государственные органы и образовало Государственный совет по восстановлению законности и порядка (ГСВЗП), осуществлявший функции законодательного и исполнительного органа власти. В состав ГСВЗП было включено 22 армейских офицера и 8 гражданских лиц, посты премьер-министра и министра обороны занимал генерал Со Маун, а с 1992 года – генерал Тан Шве.

В мае 1990 года под жестким контролем ГСВЗП были проведены выборы в парламент. В результате которых победу (396 из 485 депутатских мандатов) одержала Национальная лига за демократию (НЛД), требовавшая ликвидации военной диктатуры и образования демократического правительства. Однако вскоре ГСВЗП, не намеренный уходить с политической арены, сорвал созыв избранного Народного собрания, формирование законного правительства и принятие новой конституции. Многие ведущие активисты НЛД были арестованы, ее лидер Аун Сан Су Чжи была арестована еще до выборов.

Некоторые из крупных функционеров НЛД при поддержке значительного числа новоизбранных парламентариев выехали в пограничные с Таиландом районы, где в сотрудничестве с Демократическим альянсом Мьянмы (Бирмы) (ДАБ) объявили 18 декабря 1990 г. о создании временного Национального коалиционного правительства Бирманского Союза (НКПБС) во главе с доктором Сейн Вином. Основную силу правительства составили вооруженные повстанческие формирования малых народов, прежде всего, национально-демократического фронта.

В ноябре 1997 г. Государственный совет по восстановлению законности и порядка (ГСВЗП) самореорганизовался в Государственный совет мира и развития (ГСМР), который сосредоточил в своих руках всю полноту исполнительной и законодательной власти. Это внешне формальное мероприятие позволило четырем лидерам хунты вывести из состава правительства наиболее коррумпированных членов, замеченных в сомнительных экономических проектах, ослабить влияние командующих военными округами, обеспечить министерскими портфелями видных военачальников из провинции и впервые за 10 лет выдвинуть относительно молодых генералов на высокие посты в округах и самой столице. Целями нового Госсовета были объявлены утверждение «демократической системы, опирающейся на дисциплину и построение современного развитого общества, в котором царят мир и спокойствие».

После военного переворота 1988 года Верховный суд и суды низших инстанций были распущены, а их полномочия переданы командующим военных округов и военным трибуналам. В настоящее время деятельность судебных органов частично восстановлена. Военный режим назначает судей Верховного суда, которые, в свою очередь, определяют с одобрения Государственного совета мира и развития состав судебных органов низшей инстанции – судов областей и штатов (на провинциальном уровне) и районных и городских судов (на местном уровне).

Важным субъектом политики Мьянмы продолжает оставаться повстанческое движение, действующее с различной степенью интенсивности с момента обретения страной независимости. Неоднократные попытки правительства решить проблему достижения внутреннего мира, как военными, так и политическими средствами положительных результатов не дали. Согласно имеющейся информации, правительственным войскам к концу 80-х годов прошлого столетия противостояло около 50-60 тыс. повстанцев, которыми контролировалось от 30 до 40 % территории страны, в основном в приграничных районах. Повстанцы нередко формируют собственную администрацию, собирают налоги и ведут контрабандную торговлю древесиной, опиумным маком и драгоценными камнями с соседними странами.

Генеральная Ассамблея ООН неоднократно принимала резолюции с требованием к правительству Мьянмы восстановить демократию и признать результаты выборов 1990 года. Одна из последних таких резолюций – резолюция ГА ООН, принятая 1 декабря 2003 года.


Бирма (Мьянма) с самолета. (фото Лимарева В.Н.)



  • главная

  •