Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Образование таджикской нации, язык фарси.

 

Конец 9 века.

Новоперсидский язык (фарси).

С созданием полузависимых иранских государств  Тахиридов затем  Саффаридов и Саманидов  арабский язык перестал постепенно быть государственным в этих эмиратах.  В этих регионах население говорило на персидском языке, засоренном арабскими словами.  На персидском языке поэты слагали стихи, которые записывались арабским алфавитом.

Известно, что Тахириды, при своем дворе в Нишапуре, поощряли употребление арабского языка; последний представитель этой династии славился прекрасным арабским слогом, но  при их дворе продолжали говорить на персидском языке. Династия Саффаридов в Сеистане, возвысившаяся из низов, покровительствовала развитию литературы на новоперсидском языке; основатель этой династии Саффарне не знал арабского и, согласно преданию, он требовал, чтобы стихи слагались не на арабском, а на том языке, который он понимал. В любом случае, первые записи персидского языка арабским алфавитом должны быть отнесены к середине IX века, но расцвет новоперсидской литературы происходит только при Саманидах.

Начало 10 века

Язык фарси и начало образование таджикской нации.

Таджик означает «не тюрок». Сформировалась таджикская нация  в конце 9 начале 10 века, тогда, когда  язык фарси получил право на жизнь при могущественных правителях Саманидах и стал разговорным языком для народов, населяющих Среднюю Азию вытеснив местный согдийский язык и для Ирана. Огромным толчком для распространения языка фарси послужило творчество поэта Рудаки, выходца из селения Панджруд (Таджикистан).

  • Стихи поэта Рудаки не о любви, это стихи о похоти.
  • Язык фарси вытеснил арабский язык, искусственно внедряемый завоевателями арабами как язык Корана, и в 10-12 веках стал выполнять функции языка международного общения и языка культуры и науки на большом пространстве востока исламского мира.

    В это время отдельные религиозные тексты уже получили свое распространение на языке фарси, но в мечетях читался Коран на арабском языке, большинство населения не понимала смысла текстов, и когда в мечетях молились, специальный человек делал знак, когда верующим нужно совершать поклоны.

    В период господства Саманидов возродился интерес к иранской старине, в частности составлялись на фарси сборники легенд и преданий о мифических и исторических богатырях и царях, живших до арабского нашествия. Эти мифологические своды обычно называют «Шах-наме» («Книга о царях»).

     

  • главная